Четверг
25.04.2019
02:53
Категории каталога
Уроки [18]
Внеклассные мероприятия [5]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 291
Гимназия1
Главная » Статьи » Уроки

Урок литературы

1. Предмет: литература

2. Класс: 7, общеобразовательный

3. Учителя: Черникова О.В., Тулаева О.Ю.

4. Программно-методическое обеспечение:

            - программа литературного образования под ред. А.Г. Кутузова

            - « В мире литературы » 7кл. Хрестоматия / Авт.-сост. А.Г. Кутузов

5. Тема: «Песнь о вещем Олеге "- историческая баллада. Тема судьбы в произведении А.С. Пушкина»

6.  Цели урока:

1. Сопоставить балладу А. С. Пушкина и летописный источник, который послужил основой для  "  Песни о вещем Олеге ".

2. Проследить, как решается тема судьбы в балладе.

3. Сопоставить иллюстрации В.М. Васнецова к  "  Песни о вещем Олеге " с соответствующими отрывками  баллады.

7. Оборудование: компьютер, мульти-медиаустановка

8. Ход урока.

1. Вступительное слово об А. С. Пушкине.

Удивительный  Александр Сергеевич... Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс.

2. Сообщение целей урока.

3. Значение истории в творчестве А.С. Пушкина. История создания

«  Песни о вещем Олеге».

Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению  летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны.

В  "  Песне о вещем Олеге " А.С. Пушкин интерпретирует реальные события глубокой древности. В основу произведения положен текст древнерусских летописей.

4. Индивидуальное задание. Чтение отрывка из летописи.

5. Историческая справка.

 Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая " Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи.

Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: " Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".

- Каким же изображается князь Олег в летописях?

 6. Индивидуальное задание. Историческая справка о князе Олеге.

1 марта 1822 г. А.С. Пушкин заканчивает работу над балладой.

7. Словарная работа.

-Прежде, чем читать балладу, обратимся к значению некоторых слов.

(Слова выведены на мультимедийный экран. Смотри приложение)

8. Чтение "  Песни о вещем Олеге ".

9.  Сопоставительный анализ баллады и летописи.

-" Песнь..." написана в жанре баллады. Вспомните, какой жанр называется балладой? Какой жанр называется летописью?

- В чем сходство и различие баллады и летописи? Сравните летописный текст с балладой А.С. Пушкина.

(Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии.

 Различия: летопись - прозаическое произведение, баллада - поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности.

 Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии,

 но и создать определенный образ, повлиять на читательское

 отношение к герою)

10.  Беседа с учащимися. " Тема судьбы в балладе ".

-Подумайте, что такое судьба? От кого или от чего зависит судьба человека?  

          -В.И. Даль дает следующее определение слову "судьба": " Участь, жребий, рок, доля, часть, счастье, предопределенье, неминучее в быту земном, пути провидения; что суждено, чему суждено сбыться или быть."

-Вопрос о судьбе человека - это вопрос вечный. К теме судьбы в своем творчестве обращались многие русские писатели и поэты. Не исключение и А.С. Пушкин.  Как же решается тема судьбы в балладе? Чтобы ответить на этот вопрос, выделим основные эпизоды.

Учащиеся выделяют 3 эпизода:

1) Встреча Олега с кудесником.

2) Прощание с конем.

3) Смерть Олега.

- Какой из этих эпизодов можно назвать главным?                             ( Первый)

- Остановимся на этом эпизоде. Как здесь назван Олег?     (Могучий владыка)

         - Как назван кудесник?                                   (Вдохновенный старец, мудрый)

- Как раскрываются отношения Олега и кудесника в их диалоге? Охарактеризуйте их.

(Князь выше кудесника, так как в его руках власть, но какая?

 Мирская. Кудесник выше по божьей воле, он все знает,

даже то, что князю знать не дано. Олег, конечно,

 понимает духовную высоту кудесника. И потому он подъезжает

 к нему, называет " любимцем богов ", спрашивает о будущем,

 но обращается к нему снисходительно: « Не бойся меня»).

- На чьей стороне автор, кому ближе по духу?

(Кудеснику. " Волхвы не боятся могучих владык ". Для Пушкина

поэзия и пророчество - понятия родственные. По его мнению,

поэту дан божественный дар пророчества, вложенный свыше

 "вещий язык", " жало мудрыя змеи". Словами волхва Пушкин

провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта

 от мирской власти царей)

- Какую правду открыл кудесник князю? Как отнесся Олег к предсказанию?

(Слова кудесника открывают всевластие Олега: ему подчинены

 и коварные силы природы, и самое смертельное оружие.

Внезапность приговора заставляет Олега в первый момент

 не поверить ему ("Олег усмехнулся "). Горькая ирония слышится

 в самой ситуации, ведь Олег обещал в награду кудеснику коня.

 Оказалось, что он обещал то, что не в силах сделать).

- Анализ эпизода " Прощание  с конем ". Этот эпизод - один из самых драматических в " Песне...". Перечитайте его.

-Почему Олег так любил коня?

(" Верный друг, товарищ, слуга ", послушный его воле)

- Прошло много лет с того дня, когда Олег расстался с конем, почему же он вспоминает о коне во время пира, в минуту мира и радости?

(Вспоминает вместе с " минувшими днями ", " битвами ")

- Мы подошли к главным вопросам. Случайна ли смерть Олега? Почему Олег принимает смерть от коня? От того, что от судьбы не уйти? Или от того, что Олег оскорбил кудесника, назвав его "лживым, безумным стариком"? Или это наказание за отступничество князя, оставившего верного коня?

(Князь наказан за попытку повернуть ход событий,

перехитрить судьбу. Он сделал все, чтобы обезопасить

 себя, но избежать смерти ему не удалось)

- Олег назван " вещим ". Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в этот эпитет?

(Здесь звучит ирония по отношению к Олегу)

11.  Сопоставление иллюстраций В.М. Васнецова к «Песне о вещем Олеге» с соответствующими отрывками баллады.

(Иллюстрации выведены на мультимедийный экран. Смотри приложение)

12.  Выводы по теме урока.

13. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из баллады.

9. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 Волхвы - название языческих жрецов у славян.

Жрец - служитель божества.

Вещий - пророческий, предвидящий будущее, мудрый.

Перун - в древнерусском пантеоне бог грома и молнии, верховный бог древних славян.

Тризна - обрядовые действия и пиршество в память умершего у древних славян.

2. Иллюстрации В.М. Васнецова

Категория: Уроки | Добавил: gimn1 (14.01.2008) | Автор: Черникова О. В.
Просмотров: 5955 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]